header

Места для подводной съемки

На затонувшем корабле Thistlegorm

До поездки некоторые мои друзья фотографы говорили мне о том, что подводная съемка на «Тистлгорне» интересна, но и непроста. Там очень часты сильные течения, да такие, что практически невозможно свободно плавать вокруг корабля...

Озера Барракуд (Филиппины)

Подводные фотографии были сделаны весной этого года. Интересной особенностью озера является его трехслойная структура...

Водоем Голубой

Он назван так потому, что вода здесь имеет особенный бирюзовый оттенок, и она исключительно прозрачна, что является одним из важнейших факторов не только для удачной подводной съемки, но и для подводной охоты...

Карьеры у деревни Сотское

Не так просто найти в Московской области для подводной съемки водоем с чистой, прозрачной водой, да еще, чтобы под водой было красиво. Карьеры у деревни Сотское одно из таких мест...

В дельте Волги

Здесь много рыбы, и есть возможность вести настоящую охоту на крупную рыбу как с помощью подводного фотоаппарата, так и с помощью подводного ружья...

Подводная съемка в Турции

Здесь подводная съемка интересна прежде всего для начинающих. В Турции очень комфортно и безопасно. Поэтому сюда удобно приезжать, чтобы набирать начальные часы погружений...

Летний отдых Египет

Если вы собираетесь на летний отдых, то Египет может стать для этого самым подходящим местом: подводная съемка, дайвинг и прочие удовольствия....

Подводная съемка на Мальдивах

"Я считаю, что фотографировать под водой на Мальдивах стоит в основном для того, чтобы просто почувствовать значимость подводной съемки..."

Подводная съемка в Японском море

Она бывает особенно увлекательна, ведь здесь обитают загадочные осьминоги-дофлейны...

Подводная съемка в озерах Владимирской области

Здесь подводная съемка может стать весьма интересной - вода исключительно чистая, а в районе деревни Холуи находится, примерно, девять озёр с такой водой...

Подводная охота в Крыму у мыса Меганом

Она интересна и разнообразна, может длиться в течение всего года. Здесь водятся калкан, пеламида, лобан, луфарь, кефаль, катран, белуга, скаты, скорпена, ставрида...

Мягкие боксы для подводной съемки и подводная охота в дельте Волги

Этим летом мне посчастливилось побывать с группой подводных охотников в дельте Волги. Перемещение из московской жары в астраханскую прошло практически незаметно...

Акулы - лонгиманусы атакуют!

Подводная съемка акул является одной из самых увлекательных, и в то же время - одной их самых опасных. Но обо всем по порядку...

Расположение внешних осветителей во время подводной съемки

Автор - Владимир ГУДЗЕВ

Во многих случаях во время подводной съемки необходимо использовать дополнительное искусственное освещение, особенно при ночных, глубоководных, пещерных, корабельных и подобных погружениях. При этом свет от вспышки не только обеспечивает освещение до расстояния нескольких метров, но и позволяет восстановить цвета на ближнем плане, обеспечивая получение красочных, привлекательных фотоснимков.

Очень важно при подводной съемке со вспышкой обеспечить эффективность освещения, т.е. освещать объект съемки так, чтобы исключить ( или уменьшить) влияние высвечивание частиц в воде, уменьшить путь от источника света до главного объекта съемки. И в этом случае весьма важным является расположение осветителя (осветителей) относительно камеры.

Самая простая ситуация – это когда вы фотографируете компактной камерой со встроенной вспышкой. Здесь у вас все удобно и компактно, не надо особенно задумываться.

Правда, при этом, можно в основном заниматься макросъемкой и съемкой до дистанции 50 см из-за неизбежного высвечивания «снега» перед объективом, что ухудшает все изображение в целом по контрастности и засоряет весь кадр множеством светлых точек. Для борьбы с этим явлением подводные фотографы пользуются не просто внешними вспышками, но и выносят их достаточно далеко в сторону, несмотря на громоздкость такой фотосистемы. И вот, тут и появляется необходимость ясно понять: в какую такую сторону надо выносить вспышку, как ее располагать при макросъемке, широкоугольной съемке, как лучше расположить две вспышки, когда можно пользоваться одной вспышкой (ведь так удобнее плавать, можно легче подлезть к различным объектам в узких местах подводного ландшафта).

Проводя достаточно большое количество консультаций по подводной съемке, я выявил основные проблемы, которые чаще всего на практике возникают у подводных фотографов, и наметил некоторую систему для простого и ясного изложения основных принципов. Если вы возьмете их на вооружение, то в 80-90 % случаев будете иметь добротные, с технической точки зрения, подводные фотографии. Это как бы основа, от которой можно с удобством развиваться в сторону творческих экспериментов. Итак, начали…

В большинстве случаев фотография имеет дело с таким форматом кадра, где соотношение между сторонами относится как 2:3. Если вспомнить пленочный формат, то там размер кадра 24х36 мм. У большинства цифровых фотокамер это соотношение сохраняется даже, если матрица имеет меньший размер. Таким образом, в кадре есть высота, ширина и диагональ кадра. А изображение в кадровом окне создается объективом, который имеет круговое поле изображения диаметром немного больше диагонали. Из этого круга и «вырезается» тот кадр, который получается при фотографировании. Объективы имеют разный угол поля зрения: от 180 градусов Фиш-ай до макро, имеющие примерно 20 градусов. Так вот при этом всегда речь идет об угле поля зрения объектива по диагонали, этот параметр обычно и приводится в паспорте объектива.

Посмотрите на рис. 2. Здесь показаны расчетные углы поля зрения для объектива фиш-ай с углом поля зрения по диагонали 180 градусов. Здесь вы видите, что при этом угол поля зрения по горизонтали будет примерно 160 градусов, по вертикали – 103 градуса. Ясным подтверждением этого является сложная форма бленд для широкоугольных объективов, имеющих большие козырьки сверху и снизу и малые (или вообще без них) по горизонтали, разделённые глубокими вырезами в диагоналях. Из этой схемы на практике вытекает следующее: что если вы расположите свою вспышку в положение 1, то есть на продолжение диагонали кадра, то в этом положении вы не сможете выдвигать вспышку дальше уровня внешней линзы объектива. А чтобы избежать высвечивания частиц воды в углу кадра, вспышку придется оттянуть назад на 15-20 см или более (даже при достаточно длинной штанге). При этом вы неизбежно существенно удлините длину хода луча от вспышки до объекта и от объекта до объектива. И существенно проиграете в цветопередаче (см. общую схему хода лучей на рисунке 3) – это самый энергетически не выгодный способ , да и свет подаётся не симметрично…

Если вы расположите вспышку в положение 2, то есть в сторону, то здесь уже можно вспышку держать на уровне передней линзы объектива, и вспышка приблизится к объекту. Потеря цветов будет чуть-чуть меньше, но с одной вспышкой труднее достичь равномерности освещения при горизонтальной компоновке. Если вы расположите вспышку в позиции 3, то есть над фотокамерой, здесь угол зрения объектива всегда наименьший. И вы сможете выдвинуть вспышку максимально вперед, без особых опасений, что она попадет в поле зрения объектива или высвеченные ею частицы воды проявятся в виде «снега». Верхнее расположение вспышки хорошо еще тем, что при этом источник искусственного освещения находится как бы сверху. Источник света в природе – солнце также находится сверху, и поэтому при таком способе освещения будет получаться картина освещения похожая на естественную. Плавать с таким расположением вспышки проще…

На рисунке 4 приведена схема расположения камеры и осветителя при широкоугольной съемке. Отсюда видно, как примерно может располагаться осветитель, камера, и объект съемки, фон и т.д. при горизонтальной компоновке кадра.

На рис. 4а изображен подводный фотограф, использующий такую схему освещения. Если съемка ведется с вертикальной компоновкой кадра, как показано на рисунке 5, то здесь опять осветитель располагается над фотокамерой, но его приходится чуть-чуть оттягивать назад, сообразуясь с углом поля зрения объектива в этом секторе.

Если вы решите, что одной вспышки для создания нужной вам освещенности (или световой картины) недостаточно, вы можете воспользоваться двумя вспышками, расположив их по схеме рис. 6. При этом оси вспышек, стоящих рядом, могут расходиться под углом до 30 градусов или перекрещиваться под этим же углом. Меняя угол, вы можете концентрировать свет или в центре или по краям кадра. На рис. 6-а и 6-б показан подводный фотограф, расположивший осветители именно таким образом. Данное расположение осветителей делает фотокомплекс достаточно компактным, без ущерба для качества освещения. Естественно, что при широкоугольной съемке со вспышкой необходимо пользоваться выпуклыми, матовыми рассеивателями, одеваемыми на вспышки. При использовании двух осветителей с использованием электронного конвертера, вы можете усиливать или ослаблять действие левого или правого осветителя в зависимости от своего творческого замысла и расположения объекта относительно ландшафта и фона.

При погружении в воду с такой фотосистемой я бы рекомендовал производить контрольное выставление осветителей прямо в воде, непосредственно перед началом съемки. Для этого, в соответствии с рис. 7, вы берете фотобокс двумя руками таким образом, чтобы ось объектива смотрела вам в переносицу. Чуть приподняв глаза, вы должны убедиться, что оси вспышек направлены в это же место. Такое положение камеры и осветителя ( осветителей) при горизонтальной компоновки кадра можно считать базовым для 70-80 % всей съемки. В зависимости от творческого замысла вы можете слегка изменять положение вспышек. По мере вашего развития и увеличения опыта вы можете комбинировать положение осветителей вплоть до того, что решитесь располагать два осветителя по бокам камеры, как на рис. 8. Хотя при этом вы можете сильно проигрывать в габаритах фотосистемы и качестве цветопередачи.

Вообще, исходя из своего личного практического опыта, я считаю, что подводная фотосъемка в теме «широкий угол» в 95 % случаев удачно проходит и с одним осветителем, но с использованием сильно выпуклого (полусфера равная диаметру осветителя) матового рассеивателя. Хотя какие-то особо сложные постановочные съемки могут и должны осуществляться с использованием двух или более осветителей. Теперь рассмотрим схему расположения осветителя (осветителей) при подводной макросъемке. Обычно достаточно удобным и эффективным является расположение одиночного осветителя по схеме рис. 9. При этом вспышка располагается совсем близко к тубусу объектива и направляется на главный объект съемки. Удобнее, когда вспышка оснащена встроенным пилотным светом для устойчивой работы автофокуса в затемненных местах или во время ночного погружения (макросъёмка часто происходит именно ночью. Если вспышка не оснащена пилотным светом, то его необходимо пристраивать снаружи.

Если вам кажется, что лучше воспользоваться двумя вспышками, то можно воспользоваться схемой рис. 10 или 11. Расположение светильников по схеме 10 позволяет уменьшить габариты фотокомплекса и подобраться с фотокамерой в трудно доступные места, расщелины, где иногда прячутся особо пугливые обитатели. В то же время схема расположения осветителей по рис. 11 позволяет действовать более универсально, то есть переходить от горизонтальной компоновки кадра к вертикальной без переустановки осветителей, хотя она более громоздка.

Итак, рассмотрены базовые расположения осветителя и осветителей для основных видов съемки: «широкий угол» и «макросъемка». Автор в течение многих лет в большинстве случаев пользуется именно таким расположением осветителей. При этом для достижения специальных цветовых эффектов на центр матового рассеивателя при широкоугольной съемке часто закрепляется кусочек красной изоленты размером 15х20 мм. Это позволяет сместить спектр освещения в сторону более теплых тонов, которых так не хватает под водой.

При макросъемке красную наклейку использовать нежелательно, так как съемка ведется с близких расстояний, и вся картинка принимает розоватый оттенок. Вообще, естественным путем происходит следующее. При широкоугольной съемке одевается матовый рассеиватель с цветной пленкой, а при макросъемке, где рассеиватель не нужен, он просто убирается. Надо отметить, что если вы хотите добиться особой резкости при макросъемке, то матовый рассеиватель может оказаться лишним. При использовании длиннофокусных макрообъективов возможно использование удлинительных тубусов, закрепляемых на вспышке. Это позволяет поднять общую освещенность во время подводной съемки почти в два раза.

Подводные фотоаппараты, боксы для подводной съемки, подводные фонари: новости от производителей

Объявления

Мягкие подводные боксы, аквабоксы

Интернет-магазин мягких боксов для подводной съемки, аквабоксов.

www.shop.diveru.ru

Водонепроницаемые чехлы для локументов, мобильных телефонов

Интернет-магазин мягких боксов для подводной съемки, аквабоксов.

www.pouch.diveru.ru

Конкурс подводной и надводной фотографии

Интернет-магазин мягких боксов для подводной съемки, аквабоксов.

www.diveru.ru/ photographic-competition.html

Подводные боксы Patima

Одним из примеров весьма качественного исполнения металлических боксов для вспышек может служить подводные боксы фирмы Patima для вспышек Canon 580 EX и Nikon SB-800...

www.shop.diveru.ru/ category/patima/
Подводная охота мягким подводным боксом
Аквабокс ГЕРМОКЕЙ - подводный сейф
Подводная охота с миникамеров Go Pro Hero
Подводная видеосъемка из бокса Ewa-Marine
Мягкие боксы для подводной съемки
Аквабокс Гермокейс - для чего он нужен
Подводная охота с мягким подводным боксом
Как вставить фотокамеру в мягкий бокс для подводной съемки

главная|о себе|обучение подводной съемке|мои путешествия| фотоальбом|мое портфолио |как связаться

Цвета глубины - особенности подводной съемки, подводная фотография, подводная съемка.
Техническая поддержка, оптимизация сайта, оптимизация блогов - СЕОК